ПРОГРАММА
«Место Вашей работы – Семья!»
подготовка потенциальных замещающих родителей
«Место Вашей работы – Семья!»
подготовка потенциальных замещающих родителей
Проведение курса занятий
«Школа приемных родителей»
«Школа приемных родителей»
Курс занятий рассчитан на 53 часа. Занятия проводят педагог – психолог, спец. по соц. работе, медицинский работник, юрист.
Цель курса: подготовить граждан, желающих принять детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи, помочь кандидатам в родители принять осознанное решение по поводу приема ребенка в семью. Максимально обеспечить их необходимой информацией для успешной адаптации и воспитания ребенка в семье.
Основные формы работы: анкетирование, тестирование кандидатов в приемные родители; лекции по нормативно-правовой документации, регламентирующие процедуру усыновления; лекции, отражающие необходимый минимум медицинских знаний по вопросам здоровья детей-сирот; основные обзорные лекции по возрастным, психологическим особенностям ребенка усыновляемого возраста; этапам, проблемам, сложностям адаптации ребенка в новых социальных условиях; беседы, индивидуальное, семейное, групповое консультирование, тренинг родительской компетентности.
Результатом работы по курсу «Школа приемных родителей» будет являться сформированное, ответственное, ценностное отношение граждан – будущих приемных родителей к воспитанию детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А именно: высокий уровень правовой и психолого-педагогической грамотности приёмных родителей, окончательное и осознанное решение о принятии приёмного ребёнка в свою семью, гармоничные детско-родительские отношения с учётом личностной специфики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план утвержден приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от «9» сентября 2013 года №191-мпр.№ п/п |
Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие «Знакомство» Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители. |
4 |
2 | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей. | 4 |
3 | Этапы развития ребенка. | 4 |
4 | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка. | 5 |
5 | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности). |
5 |
6 | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи. |
6 |
7 | «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка. |
6 |
8 | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка. |
5 |
9 | Особенности полового воспитания приемного ребенка. |
3 |
10 | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка. |
4 |
11 | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. |
2 |
12 | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки о попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. |
2 |
13 | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. |
2 |
14 | Итоговая аттестация. Выдача свидетельства. |
1 |
Всего часов |
53 |
Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные
родители, успешно освоивших учебный курс.
родители, успешно освоивших учебный курс.
1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие курс должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
- свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме тестирования и собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки.
Контактные данные:
г. Нижнеудинск, ул. Октябрьская 1-2
(здание Эй-Би Маркет), 3 этаж,
Отделение сопровождения замещающих семей, каб. №5
Тел.: 8(984)-276-22-34
Режим работы отделения:
Понедельник-пятница с 09:00 до 18:00
Перерыв на обед с 13:00 до 14:00
г. Нижнеудинск, ул. Октябрьская 1-2
(здание Эй-Би Маркет), 3 этаж,
Отделение сопровождения замещающих семей, каб. №5
Тел.: 8(984)-276-22-34
Режим работы отделения:
Понедельник-пятница с 09:00 до 18:00
Перерыв на обед с 13:00 до 14:00